Изъятие земли сельхоз назначения - особенности закона 435-Ф3 принятого 29 декабря 2010 г.

В данной публикации мы с вами постараемся как можно доступнее, и в удобной для понимания форме, осветить все вопросы, которые связаны с принятием в действие закона 435-Ф3.

Этим законопроектом вводятся дополнения в законодательные акты №101-Ф3 об обороте земель сельхоз назначения, закон №122-Ф3 о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, Земельный кодекс РФ, и некоторые подзаконные акты, которые осуществляют правовые взаимоотношения в области земельного законодательства.

Нововведения, описанные в законе, касаются, прежде всего, изъятия участков земли сельскохозяйственного назначения в принудительном порядке. Всё это осуществляется через судебные органы, если в период 3-х лет и более, владелец земельного надела, не использовал принадлежащую ему землю для организации сельскохозяйственного производства, работ, связанных с выращиванием сельхоз продукции, а также деятельности, связанной с таким производством. Сюда можно добавить ещё 2 года, которые необходимы для освоения или проведения восстановительных работ на участке земли. Время, при котором участок не может быть использован по причине чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, (например пожар, подтопление, заболачивание) не подлежит учету. 

Каковы же признаки неиспользования земли.

Ответ на этот вопрос можно найти в постановлении правительства № 369 от 23.04.2012 года, в котором четко выписано, на основании какого признака рассматривается неиспользование земельного надела:

- на пашне не проводятся мероприятия по выращиванию и обработке земли;

- на сенокосах не производится покос травы;

- содержание сорных трав в составе укоса превышает 30%;

- не производится выпас скота;

- не выполняются работы по содержанию в надлежащем виде садов и уборке их урожая, а также выкорчёвывание старых  деревьев;

- содержание кустарников и деревьев на пахотных землях составляет 15%;

- то же на сельскохозяйственных землях другого назначения составляет 30%;

- увеличение заболоченности составляет свыше 20% общей площади участка земли.

Казалось бы, нормы чётко определены, но возникает другой вопрос. А какого уровня должен быть специалист? Может ли он разобраться, сорная это трава или лекарственная, считаются ли 2 козы, которые пасутся на пастбище, стадом или нет?

Кроме того, существует ещё ряд условий, при которых землю у вас могут отобрать. Это невыполнение требований законодательства по рациональному использованию земли, которое привело к уменьшению плодородия или нарушение экологического состояния земельного надела. На этот счёт, также есть четкое разъяснение в виде постановления изданного 22 июля 2011 года за №612 «О критериях снижения плодородия земель используемых для сельскохозяйственных нужд». В данном случае исследования проводят с помощью химического анализа плодородного состава почвы, и если происходит изменение более чем 3-х параметров земли, это является основанием для того чтобы подать на Вас в суд.

Каковы критерии, по которым оценивается плодородность земли:

- уменьшение количества веществ органического происхождения в плодородном слое на 15 % и более;

- уменьшение кислотности в грунтах на 10 % и более;

- увеличение щелочности в грунтах на 10 и более %;

- уменьшение количества активного фосфора на 25 процентов и больше в величине мг/кг;

- уменьшение количества калия 25% и больше в величине мг/кг;

Ну и наконец, существует также ПП РФ, от 19 июля 2012года под №736 которое описывает выбор критериев значительного ухудшения экологии при эксплуатации земли с несоблюдением параметров рационального использования земли.

Каковы критерии ухудшения экологии:

- загрязнение земли химическими элементами, совместное содержание которых в земле превышает значение 30, по сравнению с предельно допустимыми нормами;

- расположение отходов производства и бытовых отходов от 1-го и до 4-го класса токсичности, на участке земли сельскохозяйственного назначения исходя из площади от 0,5 га и более.

Конечно, сразу участок у вас не заберут. Согласно статье, сначала муниципальные органы власти обязаны выписать предупреждение, с предложениями по устранению существующих недостатков и улучшению ситуации на участке. А также выписать штраф размером от 2 до 5 тыс. рублей для физического лица, владельца участка, или 80 -100 тысяч рублей, если владельцем окажется юридическое лицо.

Если же в течение указанного в предупреждении срока, недостатки не будут устранены, ваш земельный надел, через суд, будет выставлен на публичный аукцион. Если торги состоялись, тогда бывшему владельцу выплачиваются деньги, вырученные от продажи участка, с учетом расходов необходимых для организации публичных торгов. При несостоявшихся торгах, земля, изъятая у прежнего владельца, в течение 2-ух месяцев может быть выкуплена в гос.собственность муниципалитета по стартовой стоимости предмета торгов. Сельскохозяйственные предприятия имеют право приобретать землю в собственность за 15% её кадастровой цены, не торгуясь.

Новое законодательство, которое является прекрасным примером «передела рынка земли», предназначено, прежде всего, для защиты интересов государства о возвращении пахотной земли сельхоз назначения под одно крыло. Изыматься будут земли у того владельца, который приобретя сотни, а то и тысячи гектаров земли, так и не использовал земли по непосредственному назначению. А это порядка 20 млн. га пахотных земель, качество которых, из-за отвратительного использования, резко ухудшается. Это и эрозия почвы, и смыв грунтов, образование оврагов, истощение плодородного слоя земли. Важным фактором принятия этого закона явилось и то, что земля, которая не подвергается обработке более 5 лет, становится проблемной. Приходит время, когда стоимость вложенных средств, не покрывает полученная выгода. Это и есть «точка не возврата». Земля просто теряется для промышленного использования в сельском хозяйстве страны.

Конечно, введение в жизнь норм и правил нового закона приведёт к тому, что часть людей останутся без наделов. Однако, учитывая, что земля является самой драгоценной частью нашей планеты, борьба за землю не остановится. Вопросов остаётся много. Основная проблема, которой могут воспользоваться не совсем честные чиновники, не полное толкование возможностей по использованию пахотных земель. Насколько часто можно штрафовать? Допустим, участок не продается, желающих купить нет, какое количество раз можно выставлять её на продажу?  Взыскивать штраф, в этот период, повторно или нет? Кто посчитает долю сорняков? Кто рассчитает цену земли на поле?

Я бы использовал опыт стран, в которых вопросы землепользования формировались десятилетиями. Примеров тому много Дания, Германия, Франция, Италия. Главное, наверное, в том, чтобы сохранялся главный принцип, не навреди, и были открыты возможности для тех, кто хочет заниматься землёй.                                             

РАССКАЖИТЕ О НАС  


Новости все новости
Статьи